Почему люки бывают "ржавые"?

Почему люки бывают "ржавые"?

07 февраля 2023 г.
Почему люки бывают "ржавые"?

Простое объяснение «рыжего налёта»

Люки производятся из серого чугуна марки СЧ 20 согласно ГОСТ 3634-99.

Серый чугун – это сплав железа (90-97%), углерода (2,5 – 6,5%) и кремния (1,2 – 3,5%), содержащий также постоянные примеси марганца, фосфора и серы. В структуре серого чугуна большая часть или весь углерод находится в виде графита пластинчатой формы. Излом такого чугуна из-за наличия графита имеет серый цвет – отсюда и название марки СЧ - «серый чугун».

Т.к. основой серого чугуна является железо, то готовые изделия при воздействии влажной среды (например, дождя) приобретают «рыжий» налёт (характерное свойство серого чугуна), который в отличии от стали защищает поверхность изделия от дальнейшего разрушения – сквозной коррозии – как от наружного, так и от внутреннего воздействия агрессивной и влажной среды.

Именно поэтому люки изготавливают не из стали, а из чугуна. Стальной люк попросту бы со временем проржавел и стал абсолютно непригодным к использованию, более того, опасным! Чугун же максимум покрывается рыжеватым налётом без дальнейшей коррозии.

Более того, после установки чугунных люков на дорогу они постоянно подвергаются эксплуатационному абразивному износу колёсами автомашин, поэтому выглядят серыми, даже блестящими.